Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
+7 (499) 653-60-72 Доб. 448Москва и область +7 (812) 426-14-07 Доб. 773Санкт-Петербург и область
Как сшивать документы для налоговой > Трудовое право > Можно ли одновременно требовать с заказчика уплату и пеней штрафа

Можно ли одновременно требовать с заказчика уплату и пеней штрафа

Трудности прочтения и сложность практического воплощения положений Федерального закона от И нередко административная и арбитражная практика рассмотрения споров является хорошим подспорьем в принятии правильного решения в той или иной ситуации. Рассмотрим далее отдельные вопросы, связанные с порядком исполнения контракта с учетом обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ В соответствии с Законом N ФЗ государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного муниципального контракта. Основанием для оплаты обязательств в целях обеспечения государственных и муниципальных учреждений является заключенный контракт.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:

Трудности прочтения и сложность практического воплощения положений Федерального закона от И нередко административная и арбитражная практика рассмотрения споров является хорошим подспорьем в принятии правильного решения в той или иной ситуации.

Рассмотрим далее отдельные вопросы, связанные с порядком исполнения контракта с учетом обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ В соответствии с Законом N ФЗ государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного муниципального контракта.

Основанием для оплаты обязательств в целях обеспечения государственных и муниципальных учреждений является заключенный контракт.

При этом в соответствии с ч. Однако на практике часто возникают вопросы: - можно ли оплатить поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги при отсутствии заключенного соглашения контракта, договора , и если можно, то при каких обстоятельствах; - если заказчик и поставщик договорились устно о выполнении каких-либо услуг или работ, чем в этом случае рискует подрядчик, или какие обязательства при этом могут возникнуть у заказчика?

Например, общество "X" обратилось в суд с иском о взыскании стоимости услуг как неосновательного обогащения на основании статьи Гражданского кодекса РФ, ссылаясь на то, что администрация не оплатила оказанные услуги. По общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных муниципальных нужд при отсутствии госконтракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.

Оказывая услуги без наличия муниципального контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами Закона N ФЗ, общество не могло не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Следовательно, в силу п. В связи с изложенным поставка товаров выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при отсутствии госконтракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления п.

Но это еще не означает, что заказчик может злоупотреблять своим правом или вводить в заблуждение поставщика. Иными словами, не всегда факт отсутствия заключенного контракта договора является основанием для отказа в оплате. По мнению Верховного Суда РФ, в исключительных случаях даже при отсутствии заключенного соглашения заказчик обязан будет оплатить поставленные товары выполненные работы, оказанные услуги. Одним из оснований, порождающих обязанность заказчика осуществить оплату без заключенного основания, являются случаи, когда из существа оказания услуг или выполнения работ они не могут быть прекращены или приостановлены в том числе и по жизненным показаниям.

Первая группа примеров - наличие объективных причин или требований о непрерывности процесса, который является жизненно необходимым в силу действующего законодательства пункты 21 - 23 Обзора. Например, общество оказывало медицинскую помощь пациентам, направляемым заказчиком, в том числе в период между истечением срока действия первого договора и заключением второго то есть с 22 по 29 апреля. Заказчик отказался оплачивать обществу услуги, оказанные в данный период времени, в связи с чем общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности.

Лечебная организация в силу п. Довод заказчика о том, что сотрудники исполнителя должны были перенаправить пациентов в лечебное учреждение заказчика для продолжения лечения, подлежит отклонению как не основанный на положениях законодательства РФ. Гемодиализ является методом заместительной почечной терапии и производится пациентам с терминальной стадией хронической болезни почек, то есть является жизненно важной процедурой, которая не может быть прервана, поэтому медицинская организация не вправе отказать в оказании жизненно необходимой медицинской помощи на основании превышения объема финансирования для оплаты оказанных медицинских услуг.

Таким образом, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при отсутствии госконтракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров выполнение работ, оказание услуг является обязательной для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления п.

К списку подобных случаев, например, относится оказание услуг по поддержанию в состоянии постоянной готовности аппаратуры оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с Федеральным законом от Отсутствие между сторонами надлежащим образом оформленного контракта в силу особенностей функционирования системы оповещения населения, а также непрерывности процесса по поддержанию ее работоспособности не может являться основанием для прекращения обществом оказания услуг по организации обслуживания указанных систем, в том числе и в случае отсутствия заключенного на новый срок контракта.

Или, например, оплата оказанных услуг по обслуживанию резервуарных установок сжиженных углеводородных газов после истечения срока действия государственного контракта. Руководствуясь положениями Федерального закона от Вторая группа примеров - оказание услуг в целях ликвидации последствий аварийной, экстренной, чрезвычайной ситуаций природного или техногенного характера, а также угрозы их возникновения.

Например, авария на теплосети муниципального предприятия привела к отключению теплоснабжения и горячего водоснабжения в домах, при этом температура наружного воздуха в период аварии составляла 18 - 27 градусов ниже нуля. Муниципальное предприятие обратилось к обществу, с которым ранее был заключен договор по аварийному обслуживанию сетей, для срочного устранения аварии. Однако муниципальный контракт в установленном порядке заключен не был. В последующем предприятие отказалось оплачивать работы по устранению аварии вследствие их выполнения при отсутствии муниципального контракта.

При рассмотрении данного дела судами было принято во внимание, что работы выполнялись в условиях, при которых всякое промедление могло причинить существенный вред жизни и здоровью населения, проживающего в указанных домах. Учитывая зимний период и низкий уровень температуры, устранение аварии не терпело отлагательства, и принятые меры являлись чрезвычайными и объективно необходимыми.

Выполнение работ носило разовый характер и было направлено исключительно на устранение внезапно произошедшей аварии и ее последствий.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об удовлетворении заявленного обществом требования об оплате выполненных работ по устранению аварийной ситуации. Таким образом, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при отсутствии госконтракта в случаях экстренного осуществления поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а также угрозой их возникновения п.

Одним из обязательных условий, которое заказчик обязан включить в контракт, является условие об ответственности заказчика и поставщика подрядчика, исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом в госзакупках применяются единые правила определения размера штрафа и пени в случае ненадлежащего исполнения обязательств, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от На практике возникает ряд вопросов в части его применения.

В зависимости от вида нарушенного контрактного обязательства Законом N ФЗ предусмотрена вариативность вида и порядка расчета неустойки штрафа, пени , а именно части 5 - 8 ст. Не всегда на практике можно однозначно сделать выбор в пользу только штрафа или пени либо применить к ненадлежащему исполнителю одновременно и штраф, и пени.

Например, между заказчиком и обществом подрядчик заключен государственный контракт на поставку товаров. В связи с допущенной обществом просрочкой исполнения обязательств заказчик письмом уведомил его об одностороннем отказе от исполнения договора и потребовал уплатить начисленные за период просрочки пени и штраф за неисполнение контракта.

Поскольку общество не уплатило пени и штраф, заказчик обратился в арбитражный суд с иском. В данной ситуации отсутствует просрочка исполнения обязательства со стороны поставщика, поскольку контракт был расторгнут, а поставка не осуществлена. Кроме этого, взыскание неустойки в виде пени производится при условии фактической поставки товара, но с нарушением срока.

Оценив указанные обстоятельства, суды признали правомерным только требование о взыскании штрафа. Однако, по мнению Верховного Суда РФ, суды, которые рассматривали это дело ранее, не учли, что фактическое неисполнение обязательства еще не означает невозможность начисления пени за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом поставка не осуществлена , так и о просрочке исполнения обязательства нарушение срока поставки товара , которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом заказчика от него.

В соответствии с п. Взыскание только штрафа за неисполнение государственного контракта не восстанавливает положение кредитора, поскольку не учитывает его возможные потери в период просрочки, когда он ожидал реального исполнения за пределами срока, установленного в договоре, однако в итоге был вынужден полностью отказаться от договора ввиду неисполнения обществом взятых на себя обязательств поставщика.

Таким образом, пеня за просрочку исполнения обязательств по госконтракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы п.

Отдельно отметим, что допустимость одновременного начисления и штрафа, и пеней была подтверждена в Определениях Верховного Суда РФ от Еще один вопрос, который заслуживает внимания, - это допустимость неоднократности привлечения исполнителя к ответственности, например, в случае совершения поставщиком подрядчиком, исполнителем нескольких нарушений своих обязательств по государственному муниципальному контракту.

Заказчиком и обществом заключен контракт на оказание услуг по содержанию детских игровых площадок в летний период. По истечении первого отчетного периода заказчиком были выявлены случаи нарушения обязательств обществом в частности, территория в соответствии с графиком уборки не убиралась, твердые бытовые отходы не вывозились и др.

В связи с этим общество в ответ на требование заказчика уплатило штраф, рассчитанный в соответствии с Постановлением N Вместе с тем, поскольку во втором отчетном периоде были также установлены случаи некачественного оказания услуг, заказчик вновь обратился с требованием о взыскании штрафа. Общество уплатить штраф отказалось, ссылаясь на то, что в соответствии с Законом N ФЗ штраф может быть взыскан лишь единожды, что уже было сделано заказчиком. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заказчика в суд.

Суд отметил, что по смыслу статьи ГК РФ неустойка направлена на стимулирование должника к надлежащему исполнению обязательства под угрозой наступления неблагоприятных материальных последствий.

При этом из буквального прочтения текста ч. Кроме этого, необходимо учитывать обеспечительную функцию неустойки как инструмента правового воздействия на участников гражданского оборота, создав таким образом ситуацию, при которой нарушение должником принятых на себя обязательств фактически может не повлечь для него имущественных последствий, стимулирующих его в дальнейшем избегать подобных нарушений и исполнять обязательства надлежащим образом.

В связи с изложенным при установлении фактов совершения исполнителем по государственному контракту нескольких самостоятельных однородных нарушений допустимо взыскание с него нескольких штрафов непосредственно после выявления нарушения п. В соответствии с частями 5 и 8 статьи 34 Закона N ФЗ размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы. На практике возникает вопрос, насколько дословно заказчик обязан исполнять такую норму к примеру, необходимо ли размер штрафа указывать в конкретном денежном выражении.

Например, на этапе согласования факта заключения контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшегося конкурса антимонопольный орган далее - ФАС установил, что в нарушение требований частей 5 - 8 ст.

В проекте контракта содержалось лишь указание на порядок его определения в соответствии с Постановлением N Считая подобную позицию ФАС незаконной, заказчик обратился в арбитражный суд. В результате рассмотрения дела арбитражный суд признал недействительным решение антимонопольного органа в связи со следующим.

Применяемое Законом N ФЗ понятие "в виде фиксированной суммы" не свидетельствует о том, что проект контракта должен содержать указание на конкретную сумму штрафа в денежном выражении, а означает, что в отличие от пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренный контрактом размер штрафа будет являться неизменным фиксированным вне зависимости от срока исполнения сторонами нарушенного им обязательства.

Установление в проекте контракта порядка расчета размера штрафа в процентах от цены контракта не нарушает права участников, так как все потенциальные участники закупки, в том числе лицо, с которым заключается контракт, имеют возможность определить, каким образом будет исчисляться размер штрафа в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

В связи с изложенным заказчик не может быть признан нарушившим положения частей 4, 8 ст. Справедливости ради стоит отметить, что до этого суды неоднократно придерживались противоположной точки зрения при рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, во избежание различного толкования порядка фиксации неустойки штрафа, пени можно порекомендовать заказчикам в проекте контракта указывать порядок определения размера штрафа и пеней, дублируя переписывая положения Постановления N При определении размера пеней за просрочку обязательств учитывается размер ставки рефинансирования.

Актуальным в таком расчете является вопрос: на какой момент времени определяется размер ставки рефинансирования? Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с заказчика по государственному контракту задолженности и неустойки.

При расчете размера неустойки поставщиком был применен размер одной ставки за весь период просрочки обязательств заказчиком, не учитывая изменение ее размера во времени.

По итогам расчет поставщика был признан верным в связи со следующим. В соответствии с ч. Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.

При этом, принимая во внимание, что по смыслу статьи ГК РФ взыскание неустойки направлено на компенсацию потерь кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником своих обязательств, при расчете неустойки должна быть применена ставка, позволяющая максимальным образом обеспечить защиту права кредитора и покрыть его инфляционные и иные потери. В связи с этим не имеется оснований при отсутствии прямого указания в законе при расчете неустойки учитывать соответствующие периоды действия ставок рефинансирования ЦБ РФ в течение просрочки.

Но при этом суды обратили внимание, что закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке. Механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате в судебном порядке за период до принятия решения суда ко всему периоду просрочки подлежит применению ставка на день его вынесения. Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.

Таким образом, при расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту в соответствии с частями 5 и 7 статьи 34 Закона N ФЗ, суд вправе применить размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения судебного решения п. Предусмотренный Постановлением N порядок начисления неустойки не всегда реально соразмерен имущественным последствиям, возникшим в результате недобросовестных действий бездействия поставщика подрядчика, исполнителя.

Возникает вопрос: а имеет ли право заказчик в проекте контракта предусмотреть размер ответственности более, чем это установлено Законом N ФЗ и Постановлением N ? Полагая, что установленный в контракте размер пени превышает размер, установленный Законом N ФЗ и Постановлением N , общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании соответствующего условия контракта недействительным. Суд апелляционной инстанции поддержал позицию заказчика исходя из того, что действующими актами определен только минимальный размер неустойки.

Согласно статье ГК РФ размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает. Закон N ФЗ и Постановление N устанавливают только нижний предел ответственности подрядчика в виде пени "не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации" и не содержат запрета на увеличение соглашением сторон размера пени.

Исходя из изложенного, правомерным является вывод апелляционного суда о том, что установление контрактом пени в размере большем, чем указано в Законе N ФЗ и Постановлении N , законодательству не противоречит и само по себе не может служить основанием для признания спорного условия договора недействительным по статье ГК РФ.

Таким образом, условие госконтракта об уплате заказчиком и или исполнителем неустойки в размере, превышающем размер, установленный Законом N ФЗ и Постановлением N , является действительным пункт 35 Обзора судебной практики. Повышенный размер неустойки может применяться в отношении не только поставщика подрядчика, исполнителя , но и заказчика.

Напомним, в соответствии с ч.

Так вы потеряете меньше денег. Поиск по справочной. Вернуться к списку. Статья актуальна на 16 января

Суд разъяснил, что заказчик вправе взыскать за одно нарушение договорную неустойку в виде сочетания штрафа и пеней. Компания обратилось в Арбитражный суд с иском к обществу о взыскании 4 руб.

Вернуться в Аналитика. Статьи и комментарии. Сейчас этот форум просматривают: Google Feedfetcher и гости: 2. Изменить размер шрифта Для печати FAQ. Должен ли заказчик в случае нарушения срока выполнения работ по контракту, заключенному в соответствии с ФЗ, предъявить подрядчику к уплате как пени, так и штраф?

В первую очередь Минэкономразвития в письме обращает внимание на то, что тендерная документация должна содержать проект договора о закупке с обязательным указанием порядка изменений его условий п. Если тендерная документация содержит проект договора, то договор о закупке должен заключаться в соответствии с его проектом в тендерной документации. Заметим: ч. Поэтому фактически проект договора в тендерной документации — это и есть будущий договор о закупке. При этом участник процедуры закупки должен согласиться с таким проектом договора, ведь при его заключении стороны не смогут отступить от положений, прописанных в тендерной документации проекте договора. При таких условиях советуем заказчикам требовать от участников предоставления в тендерном предложении подтверждения согласия можно в произвольной форме, а можно и по форме, определенной в тендерной документации с проектом договора. Также никто не запрещает участнику обжаловать соответствующие положения тендерной документации, в том числе и в части проекта договора, если такие положения нарушают его права и законные интересы. Вместе с тем, как отмечено выше, договор о закупке заказчик должен заключить не только согласно тендерной документации, но и в соответствии с условиями тендерного предложения участника-победителя.

Государственный контракт предусматривает, что при нарушении условий контракта поставщик должен уплатить заказчику покупателю неустойку штраф , при этом заказчик имеет право на проведение оплаты за вычетом штрафных санкций. Обязательно ли заказчику в случае нарушения поставщиком условий контракта направлять в его адрес претензию для соблюдения претензионного порядка, или достаточно надлежащим образом заполненного акта приема-передачи с расчетом неустойки штрафа? Прежде всего отметим, что в ряде случаев закон, действительно, указывает на необходимость соблюдения претензионного порядка урегулирования спора. Однако соблюдение претензионного порядка рассматривается законом как условие реализации права на предъявление иска ч. При этом заметим, что требования о соблюдении претензионного порядка в отношении требования об уплате неустойки законом не предусмотрено, а следовательно, такой порядок обязателен лишь в предусмотренных договором случаях ч.

Согласно пункту 1 статьи ГК РФ , если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.

Поставщик не исполнил обязательств по замене товара ненадлежащего качества. Претензией установлен конкретный срок доппоставки товаров надлежащего качества. Претензия не удовлетворена.

К такому выводу пришла экономическая коллегия Верховного суда. Общество в установленный госконтрактом срок не поставило товар. В связи с этим госзаказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта и предъявил иск о взыскании с поставщика штрафа за неисполнение контракта, а также пени за просрочку его исполнения. Первая инстанция присудила только штраф.

Валентина Верхогляд. Полезная норма бухучета: согласно п. В году плательщики налога на прибыль с удивлением обнаружили, что штрафы, которые платятся по условиям договора с контрагентом, являются для целей обложения налогом на прибыль расходами. Такими же, как и стоимость приобретенных по этому договору товаров работ, услуг. Значит, к этому варианту получения расходов им стоит приглядеться внимательнее.

Как работать с электронными торговыми площадками Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ С 1 июля года по 1 января года у заказчиков переходный период — разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений. Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после. Размер ставки рефинансирования, которую нужно применять для расчета неустойки, зависит от коэффициента К: Например, ключевая ставка — 8,5 процента, коэффициент К — процент. Если контрагент исполняет обязательства по этапам, то пени начисляйте за просрочку обязательств по каждому этапу. Размер штрафа — 5 процентов от объема, который должен выполнить субподрядчик. Если подрядчик должен выполнить определенные виды и объемы работ самостоятельно, но привлечет субподрядчика, также оштрафуйте его на 5 процентов от стоимости таких работ.

ХКУ, уплата штрафных санкций за неисполнение или дело с такими видами санкций, как неустойка в форме штрафа или пени. Пример 1 Заказчик по договору подряда обязан был оплатить . Штраф и пеня одновременно ХКУ, требование по уплате штрафных санкций за хозяйственное.

Виктория Котович. Хозяйственные договоры: практические советы и образцы документов. Условие о неустойке включается в договор по желанию сторон. То есть если нет желания, это условие можно не включать в договор. Но тогда важно помнить, что если по закону для данных договорных отношений не предусмотрена пеня, то взыскать ее с должника у кредитора не будет возможности подробнее об этом см.

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Если нарушение условий контракта заключается только в просрочке выполнения работ, с контрагента должны быть истребованы пени, но не штраф.

Понятие неустойки определено в ст. Эта сумма определяется в порядке, предусмотренном договором, условия которого были нарушены. Стороны могут установить любой порядок расчета пеней, который их устраивает.

Действительно, для правоприменительной практики традиционным является принцип недопустимости двойной ответственности, в том числе и в гражданско-правовых отношениях. Но применяется ли этот принцип в случае, когда стороны прописали в договоре ответственность за неисполнение обязательств в установленный срок одновременнно в виде штрафа и пеней?

Текущая версия Вашего браузера не поддерживается. Путеводитель по судебной практике. Общие положения Когда из договора нельзя однозначно определить момент оплаты работ, это может стать предметом спора в суде. Также иногда возникают споры, связанные с определением момента, с которого начинают начисляться неустойка или проценты за пользование чужими денежными средствами за просрочку заказчиком оплаты работ.

Вы уже зарегистрированы? Пожалуйста, авторизируйтесь, заполнив поля ниже. Или пройдите регистрацию. Забыли пароль? Запомнить данные. Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!

Nullam at orci nibh. Quisque eget est ac risus aliquet lobortis ut eget urna. Curabitur ut sapien vehicula tellus dapibus volutpat. Sed fringilla, quam non convallis porta, sem urna bibendum mauris, nec fermentum velit dolor non purus.

Комментариев: 1
  1. ardresvaro

    Круче гор могут быть только горы - зачем выпендриваться?

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий

Интернет-журнал, посвященный бытовым правовым вопросам. Мы ставим перед собой простую цель: бесплатно, достоверно и простым языком ответить на большинство правовых вопросов, возникающих в повседневной жизни.
Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
© 2018 Юридическая консультация.